|
Дела о приобретении гражданства РФ представляют собой категорию дел особой сложности. В Европейской конвенции о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.) термин «гражданство» означает устойчивую правовую связь между отдельным лицом и государством и не указывает на этническое происхождение этого лица. В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство можно рассматривать как явление, с одной стороны, "объективного права", как институт конституционного права, а с другой - "субъективного права" - принадлежность лица к конкретному государству, включая права личности по поводу гражданства (его приобретения, прекращения и т.д.). Гражданство можно рассматривать в виде правоотношения, субъектами которого выступают государство и гражданин. Конституция РФ обеспечивает полную свободу лица в решении вопросов собственного гражданства, в том числе закрепления права лица изменить отечественное гражданство. При этом лицо может приобрести гражданство другого государства либо оставаться без какого-либо гражданства, т.е. стать лицом без гражданства. В этом состоит свобода выбора человека и гражданина. Выявление и анализ правильного и единообразного применения законодательства, регулирующего правоотношения по вопросам приобретения гражданства РФ. Изучив гражданские дела, необходимо отметить, что в большей степени требования истцов подлежат удовлетворению полностью либо в части. Наиболее типичными делами данной категории являются следующие дела: об установлении фактов, имеющих юридическое значение (об установлении факта проживания на территории РФ на момент вступления в силу Закона РФ от 28.11.1991 года № 1948-1, т.е. на 6 февраля 1992 г.; об установлении факта проживания на территории РФ в соответствии с ФЗ от 31 мая 2002 года, об установлении факта принятия гражданства и законности выдачи паспорта гражданина РФ), дела, связанные с приемом в гражданство РФ в упрощенном порядке и др., а также дела об оспаривании решений, действий, бездействия органов местного самоуправления, должностных лиц (например, обжалование решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, и действий должностных лиц соответствующих паспортно-визовых служб).
Одной из самых распространенных категории дел, связанных с приобретением гражданства РФ, являются дела, связанные с приемом в гражданство РФ в упрощенном порядке.
Прием в гражданство в упрощенном порядке регулируется ст. 14 ФЗ от 31.05.02г. № 62-ФЗ, в силу которой иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных п. «а» части 1 ст. 13 этого Закона, если указанные граждане и лица:
- имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство РФ;
- имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.
Помимо указанной категории граждан и лиц в гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных ч.1 ст. 13 указанного Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами и лицами без гражданства:
- ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ – по заявлению этого родителя или при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. При этом такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории РФ;
- ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ, -по заявлению родителя;
- ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека и попечительство - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ.
Помимо указанного положения, закрепленного в Федеральном законе от 31.05.02г. в РФ действует международное Соглашение между республикой Беларусь, Казахстан, Кыргызской республикой и Россией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26.02.1999 г. Данное соглашение ратифицировано Государственной Думой 02.01.2000 г. (ФЗ от 02.01.2000г. № 18- ФЗ), и, следовательно, обязательно для РФ. Основными мотивами обращения заявителей в суд за защитой нарушенных прав являлись: отказ УФМС России по Ульяновской области в приеме в гражданство РФ и выдаче паспорта гражданина РФ, в том числе, по причине отсутствия постоянной и временной регистрации на 01.07.2002г., вида на жительство, в связи с не предоставлением заявителем необходимых документов, подтверждающих факт постоянного проживания на территории РФ. Изучив гражданские дела, связанные с приобретением гражданства РФ в упрощенном порядке. Для лиц, прибывших в РФ до 1 июля 2002г. и не имеющих вида на жительство, срок проживания на территории РФ исчисляется со дня регистрации по месту жительства на территории РФ и подтверждается паспортом гражданина СССР образца 1974 г. с отметкой о дате регистрации или свидетельством о регистрации по месту жительства на территории РФ, выданным к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина с пометкой о дате выдачи. Указанные требования соответствуют и положениям ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в РФ», согласно которому законно находящимся в РФ иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо миграционную карту. В соответствии со ст. 37 указанного закона иностранные граждане, прибывшие на территорию РФ до вступления его в силу в порядке, не требующем получения визы, обязаны обратиться с заявлением о получении миграционной карты в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту своего пребывания в течение 60 суток со дня вступления в силу указанного Федерального закона. Согласно ст. 27 Конституции РФ право свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства имеет каждый, кто находится на территории РФ на законных основаниях. Лица, желающие приобрести гражданство, обязаны соблюдать законы данного государства.
При обращении в суд с заявлением об оспаривании решений, действий, бездействий органов государственной власти, должностных лиц, в порядке ст. 125 ГПК РФ, заявитель должен обязательно к своему заявлению приложить письменный отказ органов УФМС по результатам его обращения в ТП УФМС с письменным заявлением по вопросу гражданства, получения (обмена) паспорта гражданина РФ и т.п. В соответствии со ст. 32 ФЗ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел. Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации регулируются ст. 35 Закона, при этом решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований для их принятия. Согласно ст. 39 вышеуказанного закона решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Статьей 40 предусмотрено право обжалования действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, по отказу в рассмотрении заявления по вопросам гражданства РФ. Эти действия могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд. Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что для обжалования действий должностных лиц полномочных органов, подачи искового заявления необходимо: подтверждение самого факта обращения к должностным лицам полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ с заявлением по вопросам гражданства РФ; наличие отказа в рассмотрении заявления или совершения иных действий этих полномочных органов, по мнению заявителей, нарушающих порядок производства по делам о гражданстве РФ и порядок исполнения решений по вопросам гражданства РФ. Таким образом, при принятии заявления от граждан по данной категории дел суд должен установить факт их обращения к должностным лицам полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ с заявлением по вопросам гражданства РФ и наличие отказа. Проверка законности и обоснованности действий должностных лиц требует установления и оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для обращения заявителей в суд. Именно при рассмотрении дела в суде должен быть решен вопрос, какая конкретно норма Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации
|